«ДА У ВАС ТУТ ТАЛАНТЫ, ТОВАРИЩИ!» Опера «Русалка» на Переславской сцене

Article:

ISBN:

Year of publication:

Description publication:

70 лет назад, весной 1949 года, в Переславле появилась яркая афиша, в которой говорилось о том, что «художественной самодеятельностью Дома культуры дана будет опера «Русалка» в 4 действиях».

Инициатором и художественным руководителем постановки был Борис Георгиевич Былинин - бывший бухгалтер, талантливый музыкант, режиссёр и педагог. Он же исполнил партию Мельника в постановке 1949 года.

Первой в истории Переславля самодеятельной оперой заинтересовалась даже центральная пресса. Так, М. Миндлин в журнале «Огонек» писал: «Шесть месяцев изо дня в день готовили премьеру «Русалки». Былинин отбирал певцов из хора Дома культуры, разучивал с ними партии, беседовал об искусстве. Незадолго до премьеры участников первого оперного спектакля послали в творческую командировку — прослушать «Русалку» в Большом театре. По возвращении домой они опять репетировали, шили костюмы, писали декорации. Весь город следил за тем, как готовились к премьере».

Премьера оперы состоялась в апреле 1949 года. Первый и последующие спектакли прошли с большим успехом. По воспоминаниям местных жителей, «это было большое событие в культурной жизни Переславля. Народ ломился в ДК, как на столичных артистов, билетов было не достать».

Из статьи М. Миндлина: «На премьеру прибыли гости из Ярославля — дирижёр симфонического оркестра, солисты областной филармонии, музыковеды. Слушали, держа клавиры в руках. Пожалуй, ничто так не смущало певцов, как эти клавиры. Впрочем, и зрители с тревогой посматривали на гостей, сидевших в первом ряду. Вдруг обнаружат ошибку у кого-нибудь из певцов? А ведь актёры были все свои, у каждого болельщики в зале. Вот Князь — Василий Чаусов, слесарь фабрики киноплёнки. Вот Наташа — Муза Качанова, та, что руководит кружком художественной вышивки в Доме пионеров и в Доме культуры. Княгиню пела Данилова, технический секретарь парторганизации фабрики «Красное эхо», Ольгу — мотористка Холмогорова, Свата — инженер Нефедьев.<…> Музыковеды, приехавшие из Ярославля, ахнули: «Да у вас тут таланты, товарищи!»».

Спустя несколько месяцев самодеятельные артисты выехали на свои первые гастроли в Ярославль. Им предстояло выступить на сцене Нового театра (ныне – концертный зал Ярославской филармонии) перед весьма взыскательной публикой. После спектакля в газете «Северный рабочий» вышла статья солистки областной филармонии Л. Салищевой, в которой говорилось, что «ярославская общественность высоко оценила сложный труд коллектива художественной самодеятельности. Публика тепло приняла всех участников спектакля, особенно Б. Г. Былинина (Мельник) и М. М. Качанову (Наташа)». Указала Л. Салищева и на имевшиеся, по ее мнению, недостатки: частое повторение одних и тех же мизансцен, отсутствие должного музыкального сопровождения, скованность некоторых участников спектакля. Однако, несмотря на это, автор статьи сделала вывод, что «в целом спектакль производит отрадное впечатление».

Постановка оперы «Русалка» неоднократно высоко оценивалась на Всероссийских смотрах художественной самодеятельности. А настоящим успехом для переславских артистов, признанием их профессионализма стал выход на сцену Волковского театра в апреле 1951 года.

В январе 1953 года Дом культуры фабрики кинопленки возобновил постановку оперы Даргомыжского «Русалка». В состав спектакля были введены новые исполнители. На этот раз партию Наташи пела преподавательница музыки Н.М. Пантюхина. Из публикации в газете «Коммунар» мы узнаем, что новая исполнительница обладала «красивым и гибким голосом» и сумела «передать зрителю трагедию судьбы Наташи и вызвать глубокое сочувствие к ней». Партию Мельника пел В.И. Богословский, «несомненно, обладающий большим музыкальным дарованием».

Кроме вокальных данных исполнителей, в прессе неизменно отмечали высокое качество художественного оформления постановок. Умело, «с чувством меры» выполненные декорации, грамотно подобранные костюмы и грим – все это оставляло хорошее впечатление не только у зрителей, но и профессиональных критиков.

«Русалка» стала первой, но не единственной оперой, поставленной на переславской сцене. В начале 1950-х годов окрыленные успехом самодеятельные артисты приступили к репетициям «Майской ночи», в 1952 году была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Audience: Взрослые

Другие издания


152024, Pereslavl Museum
тел.8 (48535) 3-81-00
E-mail: museum@pereslavl.ru

  @2014. Pereslavl Museum-reserve. Any copying presented on the site only with the permission of the Museum

Developed by - ITDT Ltd