Переславские хоругви: легенда и быль

16.04.21 10:00 - 11.05.21 18:00

Временная выставка

В экспозиции «Серебряная кладовая» открылась небольшая выставка двух предметов с интригующим названием «Легенда и быль». На ней представлены две хоругви из нашего собрания. Эти овеянные легендами памятники неоднократно упоминались исследователями конца XIX – XX вв.   Долгое время они считались работой жены Ивана Грозного – царицы Анастасии Романовны.

 

 

 

 

 

В собрании Переславского музея-заповедника хранится небольшая, но интересная коллекция лицевого шитья. Покровы, литургические комплекты и предметы священнических облачений выполнены в светличных мастерских Бутурлиных, Милославских, Гурьевых, а также неизвестными мастерицами.

В экспозиции «Серебряная кладовая» открылась небольшая выставка двух предметов с интригующим названием «Легенда и быль». На ней представлены две хоругви из нашего собрания. Эти овеянные легендами памятники неоднократно упоминались исследователями конца XIX – XX вв.   Долгое время они считались работой жены Ивана Грозного – царицы Анастасии Романовны.

Слово «хоругвь» является заимствованием из монгольского (оронго – знамя). Знамя — это, в первую очередь, символ определенных достижений, это отличительный знак, который должен не только напоминать о подвигах дедов и прадедов, но и вдохновлять на борьбу и подвиги их потомков.

Каждое знамя, в отличие от флага, уникально, существует в единственном экземпляре и служит официальным символом конкретной воинской части (армии, полка, подразделения). Водрузить свое знамя над укреплениями поверженного врага или захватить вражеское знамя в бою — большая честь. Лишиться своего знамени — несмываемый позор. И по сей день слово «знамя» используют, в основном, применительно к военной области.

На первых воинских знаменах –хоругвях изображались символы Христа, святых покровителей или родовые гербы. За воинскими и государственными хоругвями закрепилось слово «знамя». Церковное же знамя сохранило за собой название «хоругвь». Апостол Павел, обращаясь к Церкви пишет:: «Оружия вОинствования нашего не плотские …», тем самым сравнивая Церковь Христову с Божьим воинством, знаком победы которого является церковная хоругвь.

Две двухсторонние хоругви, представленные на открывающейся выставке, поступили из Никитского монастыря. Монастырь был основан в XI и является одним из древнейших в нашем городе.

Широкую известность он приобрел благодаря проживавшему в нем преподобному Никите Столпнику Переславскому Чудотворцу. Первый каменный храм был построен в 1528 году по указу Василия III, но наибольший размах каменное строительство в монастыре приобрело при Иване Грозном в 60-е годы XVI века. Имется письменные свидетельства о том, что Иван Грозный с супругой Анастасией Романовной делали богатые вклады в Переславский Никитский монастырь: «Святые же церкви, трапезу и прочия служьбы камены воздвиже, иноками же и книгами и священными одеждами и всякими драгими утварьми и божественными лепотами преисполннено украси, во славу и похвалу Самому Христу Богу и угоднику Его, святому Никите».

Со временем появилась легенда о том, что в число этих даров вошли и две шитые в мастерской царицы хоругви. Эта легенда на протяжении длительного периода повторяется рядом исследователей. По их мнению, первое упоминание о хоругвях Анастасии Романовны, встречается в памятнике начала XVII в. «Служба и житие Никиты Столпника Переславского Чудотворца». В нем описывается посещение в 1554/1555 г. Никитского монастыря царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной, а также его следующий приезд в 1564/1565 г. уже с Марией Темрюковной. Среди прочего отмечается, что Анастасия Романовна вложила покров на Никиту Столпника (в настоящее время этот покров хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике), «разные пелены и всякие утвари». Обратите внимание, что прямого указания на хоругви в житии нет, несмотря на то, что это не менее ценный дар, чем покров.

Мнение современных ведущих специалистов в области древнерусского искусства по поводу автора переславских хоругвей разделились. Н.А. Маясова, исследовавшая оба памятника, считает, что одна хоругвь может быть работой мастерской Анастасии Романовны, а другая выполнена в царской светлице, но позднее и, возможно, при второй жене Грозного Марии Темрюковне. По мнению ведущего специалиста отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря А.В. Силкина, обе хоругви выполнены значительно позднее — в зрелом XVII веке.

К сожалению, точно установить светличную мастерскую, которая изготовила эти удивительные памятники лицевого шитья, нам пока не удалось. Это задача для будущих исследователей.

Длительность:

Цена:

Пояснение:

Аудитория: Дети, Взрослые
Место проведения : Горицкий монастырь

Комментарии

Комментарии не найдены

152024, г.Переславль-Залесский, Ярославская обл., Музейный переулок, дом 4

тел. 8 (48535) 3-81-00, бесплатный номер 8-800-201-8636
E-mail: museum@pereslavl.ru

Музей в социальных сетях

vkfacebooktwitter  ok youtube

  @2014. Переславль-Залесский музей заповедник. Копирование любой информации только с разрешения музея.